Мобильный класс Apple iBook

Начало нового учебного года было для нашей школы особенным: существенно обновилась компьютерная техника, в классах появились интерактивные доски, музыкальная студия с миди-клавиатурами, другая «продвинутая» периферия, и…

А вот это «и…» не вписывается в ряд перечислений, и о нем разговор особый.

В нашей школе появился мобильный класс на базе компьютеров iBook фирмы Apple.

Мобильный класс — это не просто новая техника, позволяющая повысить и улучшить отдельные показатели. Мобильный класс, где индивидуальный компьютер заменяет ученику традиционную тетрадь, книгу, авторучку, добавляя к стандартному набору инструментов возможность виртуального моделирования, интерактивного взаимодействия с мультимедийными материалами, быстрого контроля и самоконтроля знаний, затрагивает и меняет сами основы существующего образовательного процесса. Меняются формы и стиль взаимодействия ученика и учителя, ученика с учебным материалом; организация и форма проведения урока; организация контроля и самоконтроля.

Процессы эти сложны и не скоры, требуется немало времени для их осмысления. 4 месяца «жизни» мобильного класса в школе явно не достаточно, чтобы делать какие-либо выводы, но, возможно, материалы этой статьи, рассказывающей о том, в каких направлениях нам удалось продвинуться, привлекут внимание и вызовут отклики, в которых мы очень заинтересованы.

Начальная школа

Самым активным пользователем мобильного класса стала начальная школа. Оставим за рамками этих заметок рассказ об энтузиазме, мастерстве и бесстрашии учителей начальной школы , буквально перевернувших за это короткое время представление о формах и задачах учебного процесса, и рассмотрим только «сухой остаток»: где и как используется или может быть использован мобильный класс на базе компьютеров iBook.

  1. Обучающие программы, выполненные в технологии Macromedia Flash, — отличная база для первоначального знакомства с компьютером и развития логического мышления. В нашу коллекцию вошли программы с эстонского сайта «Солнышко», «Танграм» и другие.
  2. Компьютерная поддержка курса «Информатика в начальной школе» авторов С.Н.Тур и Т.П. Бокучава — часть комплексного курса, знакомящего с некоторыми понятиями информатики, логики и математики. Курс хоть и предназначена для PC и операционной системы Windows, но без проблем может работать и на компьютерах iBook в эмуляторе Virtual PC.
  3. Проектные групповые работы с применением фото- и видеокамер и созданием слайд-шоу и коротких фильмов на заданные темы — вполне посильная и увлекательная деятельность даже для малышей 3-4 классов. Более того, такая деятельность имеет и большое воспитательное значение: в поездках в осенний или зимний лес, в прогулках по городу и в организации тематических экскурсий активное участие принимают родители. Обработка фотографий и монтаж фильмов выполняется в «родных» для компьютеров Mac программах: iPhoto и iMovie. Готовые проекты записываются на CD и DVD.
Уроки литературы

  1. Активная работа с текстами в текстовом редакторе. Так, например, на одном из уроков, посвященном анализу трагедии Шекспира «Гамлет», ученики получили 6 переводов монолога Гамлета, сделанных разными авторами. Используя все возможности редактора: подчеркивание, шрифтовое выделение, копирование и вставка фрагментов, — ученики подготавливали аргументированные ответы на поставленные учителем вопросы.
  2. Индивидуальное прослушивание текстов, например, прочтение того же монолога Гамлета разными актерами.
  3. Просмотр видеофрагментов фильмов и спектаклей.
  4. Подготовка презентаций в программах PowerPoint (форматы для PC и Mac совместимы) или Keynote (программа для Mac), выступление при поддержке презентации.
  5. Создание структурированной библиотеки учебных материалов.
Уроки математики

  1. Введение компьютерных уроков, на которых, в частности, в среде «Живая математика» ученики конструируют интерактивные модели, позволяющие получить начальные представления об основных геометрических понятиях, работают с динамическими моделями систем.
  2. Введение компьютерного тестирования.
Английский язык

  1. Подготовка и представление презентаций на заданные темы на английском языке в программах PowerPoint и Keynote.
  2. Работа с мультимедийными элементами электронной энциклопедии World Book, входящей в состав основных программ для Mac.
  3. Индивидуальная работа с аудио-материалами.
  4. Работа с интерактивными обучающими и тестирующими программами.
  5. Создание (участие в разработке сценария, съемка, монтаж в программе iMovie и озвучивание) видеороликов на английском языке. /Уже показан зрителям первый фильм из серии «British History», идет работа над вторым./
Внеклассная работа

  1. Создание фото- и видео-архивов событий школьной жизни и жизни класса с помощью программ iPhoto и iMovie Спектакль «Лантуш или волшебная менора». Новогодний маскарад
  2. Организация конкурсов, викторин с использованием интерактивных обучающих и тестирующих программ
Уроки музыки

  1. Ученики с большим интересом осваивают искусство аранжировки и композиции в программе GarageBand. Специальный репортаж о таких уроках был снят для программы «Вести Санкт-Петербург».


Итак, первые шаги сделаны. Они были трудными. Но, думается, они были сделаны в правильном направлении, начиная от самого первого шага — приобретения мобильного класса.

Ольга Алексеевна Тузова,
учитель информатики ГОУСО школа 550,
преподаватель НОУ ОРТ-Гинцбург Санкт-Петербург,
кандидат технических наук,
победитель конкурса «Лучший учитель Российской Федерации», 2006 г.,
победить конкурса педагогических достижений 2003 года,
лауреат конкурса «Учитель года ОРТовских школ 2005».
11 февраля 2006 года

Hosted by uCoz