Урок по лирике В. А. Жуковского «Невыразимое подвластно ль выраженью?»

Данный урок – первый в системе уроков по лирике В. А. Жуковского, проводимых в 9 классе. Его цель – дать представление о своеобразии поэтического мира поэта, углубить понимание романтизма как литературного направления, вписать творчество В. А. Жуковского в контекст русской литературы.
Урок проводится в типовом кабинете учителя словесности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Результатом урока должен стать электронный сборник стихотворений В. А. Жуковского с предисловием и послесловием.

Подготовка к уроку.

Мною для урока были выбраны три стихотворения В. А. Жуковского: «Весеннее чувство», «Там небеса и воды ясны!..» и отрывок из стихотворения «Лалла Рук» (см. приложение). Тексты стихотворений распечатываются для учащихся.
На рабочих столах ученических компьютеров (их в классе три) до урока готовятся папки с текстами данных стихотворений, а также с различными образцами музыки и «картинок».
К уроку делается подборка критических материалов: отрывок из статьи И. М. Семенко «В. А. Жуковский» и два отрывка из статей самого поэта – «О поэте и современном его значении» и «Рафаэлева Мадонна»/
Кроме того, предварительно (но не учителем, а учениками под руководством учителя) создаются первый и заключительный слайды презентации, над которой будет идти работа на уроке.
Для предстоящего урока класс делится на три группы, внутри каждой группы определяется по два ученика для работы за компьютером.

Ход урока.

I этап. Постановка целей и задач. Создание у учащихся мотивации дальнейшей деятельности.
На экран проецируется первый слайд презентации с портретом В. А. Жуковского кисти О. Кипренского. Под музыку Сен-Санса появляется строчка из стихотворения Жуковского «Невыразимое»: «Невыразимое подвластно ль выраженью?». Эти слова – вопрос, проблема, решая которую, учащиеся обратятся к лирическим текстам поэта. А пока желающие высказаться поразмышляют, что такое «невыразимое» и отчего настоящее творчество всегда мучительно для творца.
Спроецированное на экран изображение - обложка будущего сборника стихотворений Жуковского. Каким он получится, зависит от учеников.
Учителем формулируется познавательная цель урока, связанная с изучением лирики В. А. Жуковского, и практическая – создание электронного сборника стихотворений с предисловием и послесловием.
Пусть уже прозвучавшие на уроке комментарии к строке из стихотворения, ставшей названием будущего сборника, будут своеобразным предисловием к нему и эмоциональной доминантой урока.

II этап. Комбинированный, с опорой на эмоциональное восприятие и индивидуальное прочтение стихотворения с последующим осмыслением в группе учащихся.
В соответствии с поставленной задачей каждая из трех групп учащихся – творческий коллектив, работающий над статьей к сборнику. Группы получают по одному из стихотворений, подготовленных к уроку (естественно, что у каждого ученика свой экземпляр для самостоятельной работы).

Задание группам:
Внимательно прочитать текст стихотворения, выделить ключевые слова (индивидуально). Обсудить в группе полученные результаты и записать самые «важные» слова на отдельный альбомный лист. Предлагается попробовать расположить слова «со смыслом», используя пространство листа, размер букв, цвет. Подготовиться к выступлению от группы на тему: «Какие слова, образы в стихотворении выделили? Есть ли среди них повторяющиеся? Как вы представляете себе мир стихотворения Жуковского?». (Данные вопросы написаны на доске вслед за темой урока.)
В то время как основная часть класса занята индивидуальной и групповой работой, компьютерные группы получают особое задание: прочитав «свое» стихотворение (компьютерных групп три – по числу ученических компьютеров в классе и по числу рассматриваемых на уроке стихотворений), создать слайд презентации, подобрав к тексту стихотворения фон, музыкальное сопровождение и анимацию. Эти же учащиеся в парах готовятся выразительно прочитать стихотворение в конце урока.

III этап. Социализация опыта. Результаты групповой работы.
Группы делятся своими наблюдениями над стихотворениями Жуковского, демонстрируют подготовленные листы со словами из стихотворений.
На этом этапе очень важно, чтобы группы «слышали» друг друга, чтобы завязалась дискуссия, позволяющая провести связи не только внутри стихотворений, но и между ними. Ученики должны задуматься над такими важными категориями для поэзии Жуковского, как «жизнь души», «очарованное Там», «Гений чистой красоты», романтическое двоемирие.

IV этап. Сопоставительно-синтезирующий.
Группам выдаются отрывки из критических статей, заранее подготовленые к уроку.
Задание: прочитав отрывок, передать его содержание в группе. Внутри каждой группы обсуждается содержание статей, выделяются важные мысли, сопоставляются с собственными, прозвучавшими при обсуждении стихотворений. Это – подготовительная работа к следующему этапу урока.

V этап. Этап личного речевого творчества.
Каждый из участников групповой работы письменно отвечает на вопрос «О чем и как пишет Жуковский?»

VI этап. Коллективное редактирование.
Учащиеся в каждой группе просматривают работы друг друга и составляют свой коллективный вариант послесловия к сборнику стихотворений В. А. Жуковского.

VII этап. Заключительный.
Это своеобразный концерт, в подготовке которого принимал участие весь класс.
На экране вновь появляется «обложка» книги. Далее в выразительном исполнении, подготовленном участниками «компьютерных групп», звучат уже знакомые всем стихотворения В. А. Жуковского. Чтение стихотворений сопровождается демонстрацией созданных на уроке слайдов – страниц сборника.
Затем представители от групп зачитывают составленные тексты – это и послесловие к сборнику, и послесловие к уроку (пример подобного текста дан в приложении).
В заключение появляется последний слайд, подготовленный заранее. На нем – портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского. Звучат строки пушкинского стихотворения «К портрету Жуковского».
Подводя итог урока, учитель включает поэзию В. А. Жуковского в контекст русской поэзии XIX-XX веков.

Приложение.

I. Тексты стихотворений В. А. Жуковского.

В. А. Жуковский Весеннее чувство

Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Я смотрю на небеса…
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далекие леса.

Иль опять от вышины
Весть знакомая несется?
Или снова раздается
Милый голос старины?
Или там, куда летит
Птичка, странник поднебесный,
Все еще сей неизвестный
Край желанного сокрыт?..
Кто ж к неведомым брегам
Путь неведомый укажет?
Ах! Найдется ль, кто мне скажет,
Очарованное Там?

1816 г.

В. А. Жуковский
* * *

Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! Все дни твой прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой.

Ты помнишь ли, как под горою,
Осеребряемый росою,
Белелся луч весеннею порою
И тишина слетала в лес
С небес?

Ты помнишь ли наш пруд спокойный,
И тень от ив в час полдня знойный,
И над водой от стада гул нестройный,
И в лоне вод, как сквозь стекло,
Село?

Там на заре пичужка пела;
Даль озарялась и светлела;
Туда, туда душа моя летела:
Казалось сердцу и очам –
Все там!..

Сентябрь – ноябрь 1816 г.

В. А. Жуковский
Лалла Рук (отрывок из стихотворения)

Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты;
Он поспешен, как мечтанье,
Как воздушный утра сон;
Но в святом воспоминанье
Неразлучен с сердцем он!

Он лишь в чистые мгновенья
Бытия бывает к нам
И приносит откровенья,
Благотворные сердцам;
Чтоб о небе сердце знало
В темной области земной,
Нам туда сквозь покрывало
Он дает взглянуть порой;

И во всем, что здесь прекрасно,
Что наш мир животворит,
Убедительно и ясно
Он с душою говорит;
А когда нас покидает,
В дар любви у нас в виду
В нашем небе зажигает
Он прощальную звезду.

15 января – 7 февраля 1821 г.

II. Литературоведческие материалы к уроку.

…В другой ветви романтизма (особенно развившейся в немецкой литературе) главное внимание сосредоточено не на личности, а на окружающем ее мире, недоступном человеческому разумению. Двойственным представляется здесь внешний мир, скрывающий за видимыми явлениями свою таинственную сущность. Такое философское двоемирие было в высшей степени свойственно Жуковскому…
В его стихах «душа незримая» сливается с «очарованной тишиной». Итак, «душа» мира и «душа» человека, их контакт, возможный в минуты вдохновений, озарений, - эту концепцию Жуковский привносит в свою лирику. Эта линия поэзии Жуковского ведет к Тютчеву. Фету, Вл. Соловьеву, Блоку.

Из статьи И. М. Семенко «В. А. Жуковский»

…Прекрасное существует, но его нет, ибо оно, так сказать, нам является единственно для того, чтобы исчезнуть, чтобы нам сказаться, оживить, обновить душу, но его ни удержать, ни разглядеть, ни постигнуть мы не можем; оно не имеет ни имени, ни образа; оно посещает нас в лучшие минуты жизни…

Из статьи В. А. Жуковского «О поэте и современном его значении»

…Я был один, вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошел в самого себя, потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею…
…И точно приходит на мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека… Он (Рафаэль) писал не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит.

Из статьи В. А. Жуковского «Рафаэлева Мадонна», написанной после посещения Дрезденской галереи

III. Варианты творческих работ учащихся.

О чем и как пишет В. А. Жуковский?
В. А. Жуковский пишет о «Там», причем «Там» - это то, чего нет, то, чего не вернуть (возможно, это детство). «Там» у каждого свое (возможно, это счастье). «Там» не материально, но оно … есть. «Там» ни позвать, ни схватить, ни потрогать, это неподвластно человеку.
Жуковский любит использовать местоимения, они помогают ему выразить невыразимое. Его стихотворения экспрессивны и легки, как воспоминания о детстве. Поэта переполняют эмоции, и одно за другим на него нахлестывают воспоминания. В стихотворениях Жуковский задает множество вопросов и всегда спрашивает, где же «очарованное Там».

О чем и как пишет В. А. Жуковский?
Жуковский пишет о внутреннем мире человека, его душе и об окружающей его природе. Находя связь между вдохновленной душой и расцветающим весенним миром, поэт стирает грань между ними, находя в них одинаковые черты.
Жуковский красочно, с любовью пишет свои стихотворения. Они будто пронизаны теми чувствами, которые испытывает вдохновленная расцветающая душа человека. Часто в своих стихах поэт упоминает о далеком желанном крае, куда он мечтает попасть, но не может, говоря, что туда попадут только странники-птицы да золотые облака. Видно, что он мечтатель.

IV. Фрагменты презентации, выполненной учащимися на уроке.

Hosted by uCoz