СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Алексей Викторович Обухов, к.т.н.

Обеспечение качества образовательного процесса определяется в том числе и технической оснащенностью учебного заведения, и готовностью учителей использовать имеющиеся современные технические ресурсы и оборудование. Новое качество образования связано с более активным использованием электронных (мультимедийных) учебных материалов, которые могут дорабатываться и корректироваться самим учителем при наличии у него знаний и соответствующей подготовки.

 А.В. Обухов


В данной статье рассматривается структура групп оборудования, необходимого для полноценной жизнедеятельности учебного заведения, с акцентом на оснащение непосредственно учебного процесса. В основе размышлений автора – кандидата технических наук Обухова Алексея Викторовича, генерального директора ООО «Политехник 21 Век» – десятилетний опыт активного сотрудничества с десятками отечественных и зарубежных производителей оборудования, создателей дидактических пособий, а также материалы лекций для учителей и представителей администрации учебных заведений города Санкт-Петербурга Достаточно обобщенно можно выделить следующие группы оборудования – учебное, непосредственно связанное с учебным процессом, и оборудование для обеспечения жизнедеятельности учебного заведения в целом. Представим этот тезис чуть подробнее в виде структурной схемы.

По каждому элементу схемы существует достаточно большое количество оборудования и примеров его применения. Дополнительная информация есть на сайте:

http://www.polytechnik.ru

Отметим основные веяния в области средств отображения информации. Одна их главных новых идей в этой группе оборудования – применение электронных (мультимедийных) обучающих программ как средства повышения эффективности обучения. Такие программы производятся в разных видах как широко известными фирмами-производителями, такими как «Просвещение», «1С», «Кирилл и Мефодий», так и многими менее известными. Разработчики в своих рекламных и информационных материалах утверждают, что количество воспринимаемой информации может быть увеличено за счет применения электронных обучающих программ в 4-6 раз.

Применение в учебном процессе готовых, откорректированных или самостоятельно изготовленных электронных программ возможно на следующих комплектах оборудования:
компьютерный класс;
компьютерный класс + видеопроектор;
компьютерный класс + видеопроектор + интерактивная доска;
компьютер + видеопроектор;
компьютер + видеопроектор + интерактивная доска.

Разная степень наглядности и обратной связи с учениками в разных комплектах оборудования обеспечит и разную степень эффективности восприятия.
Самым новым и модным для наших учебных заведений прибором стала интерактивная доска. Принцип ее работы заключается в следующем. Доска, являясь экраном, на котором видеопроектор создает изображение, взятое с мониторного выхода системного блока компьютера, одновременно воспринимает прикосновение как сенсорный экран монитора. Таким образом с доски осуществляется управление компьютером и соответственно учебно-презентационной программой.
Одним из главных достоинств интерактивной доски является возможность делать пометки виртуальным маркером разных цветов и толщины прямо поверх изображения, а также удалять эти пометки.
Очень удобной является возможность работы в беспроводном режиме с компьютером. Имеется вариант доукомплектования доски беспроводным жидкокристаллическим планшетом для учителя и системой интерактивного опроса, которая позволяет проводить экспресс-опросы и тестирования, что соответственно увеличивает обратную связь с учениками и позволяет оценивать их знания в разных режимах – «полный опрос», «самый быстрый ответ» и «поднять руку». В результате накопления данных программа позволяет видеть динамику эффективности восприятия информации каждым учеником или оценивать результаты по усредненным показателям.

(Из материалов статьи в журнале «Управление качеством» № 4 за 2006 год.)

Rambler's Top100
Hosted by uCoz