Правила обращения с камерой. Основные механизмы видеокамеры

Правила обращения с камерой

Видеокамера - достаточно хрупкое устройство, требующее бережного отношения к себе. Для транспортировки камер следует использовать специальные сумки, кофры, кейсы. Вне зависимости от этого ее следует предварительно упаковывать в пластиковый пакет. Камеру нужно беречь от ударов, влаги, пыли и грязи, электромагнитного излучения, перепадов температуры.

Если камеру в морозную или дождливую погоду вносят в помещение с улицы, выдержите ее без включения около часа, чтобы она приобрела температуру и влажность помещения. При необходимости снимать под дождем используйте так называемое “пальто” (специальный чехол для камеры), а ассистент подержит над вами зонтик. Хорошее “пальто” от дождя и пыли можно быстро соорудить из пластикового пакета, прорезав в нем отверстия для объектива и окуляра, нажимать же на кнопки можно через пластиковый пакет.

Камеры имеют ограничение по температуре - 0oС. Таким образом, зимой на улице работа камеры не гарантирована заводом–изготовителем. Однако, как показывает практика, многие, хотя и не все, камеры работают на морозе до – 15… - 20oС. Чтобы камера была максимально защищена от мороза, используют теплое “пальто”, которое можно сшить из старого ватного одеяла. В паузе съемок компактную камеру немедленно прячут за пазуху, а при наличии автомобиля – в теплый салон. Для съемок в экстремальных условиях, под водой используют специальные герметичные боксы, которые можно приобрести в магазинах товаров для подводного плавания.

Моторесурс бытовой камеры весьма невелик – 1000 часов работы. Этого хватает при средней нагрузке на 3-5 лет эксплуатации камеры (примерный срок морального старения видеотехники). Производители, как видим, знают, чем подтолкнуть покупателя к приобретению новой модели. Наш совет, старайтесь не использовать, в связи с этим, камеру в качестве плеера, не расходуйте и без того ее небольшой ресурс для несвойственных ей функций.

Основные механизмы видеокамеры

Видеокамера имеет механизмы и электронные функции, освоив которые, вы научитесь работать с камерой. (Разумеется, это не означает, что вы тем самым научитесь и снимать!)

Ряд механизмов связан с управлением свойствами объектива. Они аналогичны механизмам обычного фотоаппарата: диафрагма (Iris), выдержка (Shutter), трансфокатор (Zoom или W-T), наводка на резкость (Focus). Другие имеют электронное происхождение: баланс белого, режим съемки с постепенным затемнением (Fade), спецэффекты.

Работа многих из этих механизмов приводится в действие автоматикой, использующей сигнал специального фотоприемника, окошечко которого не следует перекрывать во время съемки. Это может привести к неправильному режиму съемки и порче снятого материала. Найдите по описанию, где именно камеры находится такой фотоприемник, и привыкните держать камеру так, чтобы никогда не перекрывать его рукой.

Неверная работа автоматики, вообще говоря, довольно частая история. И связано это в первую очередь со слабостью самой системы автоматического регулирования: то кадр, снимаемый против света, слишком зачернен, то фокус никак не может настроиться на желаемый объект, а уж о цветопередаче и говорить нечего. Поэтому опытный оператор снимает, как правило, с отключенной автоматикой, успевая и наводить на резкость, и работать диафрагмой и пр. Для этого в приличной камере должна быть сама возможность ручной установки (режим "Manual") основных механизмов, что встречается, к сожалению, далеко не во всех камерах. На это обстоятельство надо обратить внимание при выборе модели камеры при покупке.

Теперь конкретно. Кнопка записи изображения на пленку (Rec) работает следующим образом. Первое нажатие на нее включает запись изображения (при включенном питании и наличии кассеты в камере). После нажатия кнопку отпускают, после чего камера продолжает записывать. Повторное нажатие приводит к остановке записи. Надо всегда помнить, что любая камера стартует не сразу, запись после нажатия на “Rec” начинается спустя 3-4 секунды после старта. Это обстоятельство нужно учитывать при съемке иначе вы потеряете первые карды, например, при съемках “говорящей головы” часто теряют первые слова.

Контроль за работой камеры ведут по характеру служебной информации в видоискателе камеры. Характер ее для каждой камеры своеобразен, но всегда есть индикация режима записи Rec/Pause, счетчик времени или расхода ленты, емкости батареи питания и сигналы аварийного состояния. Невнимание к изменениям содержания служебной информации в мониторе камеры может погубить весь ваш труд при съемке, а иногда и саму камеру!

Механизм наводки на резкость (Focus) устроен так же, как и в фотоаппарате. В автоматическом режиме (Auto) он приводится в действие электродвигателем, но хорошо работает только в простых условиях. Трудности возникают при съемке против света, при недостатке освещенности, съемке сквозь решетку, при быстрых движениях камеры и т.д. Во всех этих случаях желательно перейти в режим ручного фокуса (MF), если он, конечно, есть в вашей камере. В рамках нашей книги мы не имеем возможности описать способ выбора режимов для каждого типа камеры, и отсылаем вас к техническому описанию вашей конкретной камеры. Во многих камерах есть режим “портрет”, при котором камера наводит резкость по центральной части кадра и приоткрывает диафрагму для лучшего отделения лица от фона. В этом случае, как утверждают изготовители, нивелируется и эффект постоянного вываливания из фокуса “говорящей головы”.

Механизм диафрагмы (Iris) совершенно аналогичен такому же в фотоаппарате. Он представляет собой ряд лепестков, способных открывать большее или меньшее отверстие для прохождения света к светочувствительной матрице, для передачи возможно большего числа градаций яркости (оттенков) при различном освещении. Автоматика открывает диафрагму при более темных планах, и наоборот закрывает ее при съемке более светлых. При стандартных условиях автоматика работает достаточно хорошо, но стоит направить камеру против света или начать съемку ярко освещенной сцены из темного зала, как сразу могут возникнуть проблемы. При съемке против света диафрагму несколько приокрывают в ручном режиме по сравнению с тем, что дает автоматика. Бывает и обратная необходимость, когда диафрагму следует прикрыть.

Механизм выдержки видеокамеры (Shutter)> подобен по функции механизму затвора фотоаппарата, но работает чисто электронным способом. На матрицу изображение может заноситься со скоростью, задаваемой ручной установкой выдержки (от 1/25 до 1/8000), а на видеопленку – всегда одинаково – 1/25 сек. В автоматическом режиме выдержка работает со скоростью записи на ленту (1/25). Выдержки меньше 1/25 необходимы при съемке быстро движущихся объектов (например, спорта) для уменьшения эффекта “размазывания” изображения. При этом следует учесть, что такой режим съемки требует очень высокой освещенности. Пользуются ручной установкой выдержки менее 1/25 только при ярком солнце. В некоторых камерах как бы отсутствует ручной режим работы затвора, зато вместо него в спецэффектах камеры можно найти опцию “Спорт” в режиме AE, который и устанавливает короткую выдержку (1/2000). Попадаются камеры, где в спецэффектах имеется режим (Gain) для выдержек длиннее стандартных 1/25. В этом режиме обновление матрицы идет в 2-4 раза медленнее, чем запись на ленту, а вместо недостающих кадров вписывается 2-4 одинаковых кадра подряд. Это приводит к появлению “тянучек” в кадре, размазыванию изображения и стробированию. Этот режим применяется редко, только в некоторых специальных случаях.

Трансфокатор, иначе вариометр или зум (Zoom) – это перемещаемая внутри объектива линза, изменяющая его оптические свойства, главным образом его фокусное расстояние от х 1 до х 12 (иногда скромнее). Визуально это воспринимается, как приближение или удаление объекта, уменьшение или (Tele) увеличение (Wide) угла зрения объектива. В большинстве камер трансфокатор имеет привод от электродвигателя, что не всегда удобно, и только в профессиональных камерах он имеет поводок для ручной установки. Совсем не удобно, когда трансфокатор вашей камеры не имеет плавной регулировки скорости. На это также следует обратить внимание при покупке камеры. Пользоваться режимом "Tele" для трансфокации мы рекомендуем только в случае крайней необходимости, так как твердо держать в руках камеру в таком режиме, чтобы не было дрожания кадра, даже при наличии стабилизатора очень не просто. Старайтесь чаще снимать, держа трансфокатор в положении "Wide" , а крупные планы снимайте не трансфокатором, а поработав ножками (т.е. приблизившись к объекту). В некоторых камерах имеется цифровой зум х 100 и даже х 460. Столь сильное увеличение, как правило, не имеет никакого смысла, и использовать его крайне затруднительно.

Баланс белого (White Balance - WB). Человеческий глаз воспринимает цвета предметов с поправкой на цвет освещения так, чтобы не нарушалась их узнаваемость. Для правильной (человекоподобной) цветопередачи камера наделяется искусственной коррекцией цвета, чтобы белый предмет оставался белым при любом освещении. Баланс белого автоматически устанавливается в момент включения питания камеры. В некоторых из камер крышка объектива имеет белый цвет, и она непременно должна быть надета на объектив в момент включения питания! Лучше непосредственно перед включением камеру направить в сторону белого предмета (на белый потолок, лист бумаги и т.п.). Иначе баланс белого будет установлен неверно. В камерах с черной крышкой это значения не имеет, там баланс белого устанавливается иначе. В процессе съемки автоматика отслеживает баланс белого самостоятельно (как может).

Слова “при любом освещении”, сказанные вначале этого абзаца, относятся только к идеальной автоматике. Баланс белого в реальных камерах устанавливается правильно лишь в достаточно простых ситуациях. Неточность его установки сильнее всего заметна на лицах людей: случается, в одних кадрах они “синюшные”, в других “желтушные”. Многие любители не подозревают даже о существовании такого важного механизма и снимают, как бог на душу положит. Профессионалы пользуются только ручной установкой цветового баланса. Для этого камеру переводят в режим “Manual”, направляют на лист хорошо освещенной белой бумаги и нажимают специальную кнопку “WB”. При переходе с одной съемочной площадки на другую, баланс белого каждый раз устанавливают заново. Так, если у вашей камеры нет ручной установки <"WB", то, например, переходя с камерой из одного помещения в другое, следует выключать питание камеры, выходя в коридор, и включать его вновь в новом помещении.

Механизм стабилизатора изображения позволяет несколько устранить дрожание камеры при съемке с рук (например, при сильной трансфокации). Различают три вида стабилизаторов: электронный, оптический, механический (в порядке стоимости и качества). Камера с электронным стабилизатором вписывает не само изображение на пленку, а некое усредненное от предыдущего и последующего кадров. Поскольку дрожание носит хаотический характер, то среднее местоположение предметов в кадре почти не меняется. Действие такого стабилизатора несколько размывает изображение, в сравнении с обычной съемкой, и является одним из недостатков электронного стабилизатора.

Намного лучше работает оптический стабилизатор, в котором объектив камеры вывешен на гироскопических волчках, имеющих, как известно, свойство сохранять свою ориентацию при внешних воздействиях. Недостатком его является повышенный расход энергии батареи питания.

Механический стабилизатор не входит в комплект камеры и приобретается отдельно (подходит к любой камере). Он состоит из штативной головки, штанги и плиты с демпфером. Стабилизация происходит за счет массы плиты большей, чем масса камеры. Работает он безукоризненно, но отличается от всех предыдущих видов стабилизаторов заметно большей ценой.

Эффект Fade имеется во всех камерах в виде отдельной кнопки. Его хорошо использовать в начале или в конце съемки, иначе фильм будет начинаться и заканчиваться грубо. Для плавного входа в фильм следует, выбрав нужный план, нажать и удерживать кнопку “Fade” до полного исчезновения изображения. Затем, нажав для записи изображения “Rec”, отсчитывают 3-4 сек для старта камеры и 1-2 сек для записи черного, после чего отпускают “Fade”, продолжая запись. После этого пишут изображение необходимой длительности (обычно секунд 5). На пленке вы получите следующее: 1-2 секунды черного, затем плавный выход нужного вам изображения из черного, после чего некоторое время будет длиться ваш кадр. Это простой и вместе с тем эффектный вход в фильм. При выходе из фильма все делают в обратном порядке. Выбирают нужный план, начинают его снимать, а к концу кадра нажимают и удерживают до конца съемки кнопку “Fade”. После ухода изображения в черное пишут слитно еще несколько секунд, и только теперь нажимают “Rec” для остановки записи и отпускают “Fade”. Так снимают финальный кадр, постепенно уводя его в черное. В некоторых камерах характер эффекта Fade можно видоизменять, как по цвету, так и по виду (наплыв/шторка). Эти опции задаются в меню спецэффектов.

Функция Дата/время имеется в каждой камере. Ее включают при протокольной съемке, в начале новой съемки (для облегчения поиска и каталогизации), но во всех других случаях оставлять ее включенной недопустимо, особенно, что касается монтажного фильма.

В некоторых камерах есть специальный режим "5 sec". В этом режиме камера снимает все планы ровно по 5 сек. Для начинающего оператора, не привыкшего работать по монтажной технологии, это весьма полезная функция, приучающая его снимать монтажно.

Функция автовыключения срабатывает через 3-5 минут простоя для сбережения энергоресурсов батареи питания, головок камеры и пленки. Если в камере нет пленки, и она питается от сети, то этот режим будет автоматически отключен, что полезно, когда вы используете камеру не для записи, а для наблюдения или пишете материал не на саму камеру, а на подключенный к выходам видеокамеры магнитофон (запись в студии). В некоторых камерах автостоп может срабатывать при опускании объектива камеры в пол. Это на тот случай, когда оператор, закончив съемку, забыл выключить режим записи. Многие любители так и снимают: выбирают план для съемки, 5 секунд съемки и в конце кадра, не выключая, камеру – в пол. Этот режим не всегда оказывается удобен, и его можно отключать принудительно.

В камерах со встроенным осветителем может быть предусмотрен режим автоматического включения подсветки при недостатке освещения. Это очень удобная функция.

Любительские камеры, которыми в основном и пользуются школы вследствие их доступности, нередко оснащаются различными цифровыми спецэффектами. Пользоваться ими далеко не всегда удобно. Мы рекомендуем все эффекты делать при монтаже, а не во время съемки, так что наличие или отсутствие спецэффектов в камере для нас не принципиально.

Н.В.Смирнов,
методист ЦИО СПбАППО
 © N.V.Smirnov,   2004.
  

Hosted by uCoz