Как выбрать видеокамеру для школы

Качество видеофильма изначально определяется качеством видеокамеры, и здесь очень важно расставить приоритеты и критерии выбора. Мы полагаем, что на первое место следует всегда ставить формат записи, а затем, на ваше усмотрение, по убывающей значимости, - оптику, габариты, вес, разъемы (входы/выходы), аккумуляторную батарею и т. д.

Что касается выбора формата записи, то ответ здесь однозначный - цифровой: либо miniDV, либо камера с записью на жесткий диск. Формат miniDV совместим с профессиональным оборудованием форматов DVCAM и DVCPRPO. Аналоговые форматы - VHS (VHS-C), Video-8, не удобны для последующего монтажа из-за очень низких разрешения (240-280 твл) и качества изображения, а Super-VHS (SVHS-C) и Hi-8, несмотря на неплохое разрешение для домашнего применения (до 440 твл в лучших моделях), значительно уступают цифровым (500-520 твл). Кроме того, в аналоговых форматах каждая последующая перезапись значительно ухудшает качество изображения. В свое время они были хороши, но сейчас настала пора "цифрового видео".

Камеры с записью на DVD на практике не так удобны, как может показаться на первый взгляд. Использовать непосредственно запись, сделанную на DVD-диск, для последующего монтажа проблематично. Такой формат оставим "для дома, для семьи."

Итак, следует выбирать камеру формата miniDV, цветового стандарта PAL, с торговой маркой одной из ведущих фирм мира.

Среди фирм – производителей видеокамер есть некоторая специализация. Так Panasonic “набил руку” на производстве больших видеокамер форматов VHS, S-VHS а также miniDV, фирма JVC – на маленьких камерах форматов VHS-C и S-VHS-C, фирма Sony лидирует в производстве миникамер формата Hi-8, цифровых камер формата miniDV, а также профессиональных видеокамер. Однако конкуренция заставляет фирмы подтягиваться друг к другу и такое лидирование в производстве камер часто весьма условно.

Внешне все камеры как будто похожи, но могут отличаться наличием разного рода сервисных возможностей, что в школьных условиях может оказаться достаточно актуальным. Следует, если позволяют обстоятельства, останавливаться на более дорогих моделях, в которых есть возможность ручного фокуса (MF), ручной установки диафрагмы (MI> или ME), ручной установки баланса белого (WB), подсветки и другие. Отдельно отметим наличие стабилизатора в камере – устройства, хотя и дорогого, но весьма полезного при съемке с рук. Обратите внимание на возможность записи с компьютера (или иного источника) на вашу камеру, а также цифрового выхода под контроллер IEEE 1394.

Итак, чему лучше отдать предпочтение:

- хорошей оптике (стеклянной Leika Dicomar или Karl Zeiss, но не пластиковой). Важно не смешивать возможности увеличения оптического трансфокатора (обычно эта цифра находится в пределах 10х - 14х) с увеличением электронного увеличения (эта цифра может достигать аж 460х!). Электронный трансфокатор никогда не даст вам качественного изображения, профессионалы обычно им не пользуются;
- наличию ручных регулировок, особенно установке баланса белого. Поначалу вы можете доверить управление камерой автоматическим регулировкам, но со временем (по мере роста мастерства) вы по достоинству оцените наличие ручных;
- количеству матриц (три или одна), размерам и разрешающим способностям ПЗС-матриц. Трехматричные видеокамеры обладают лучшей цветопередачей, светочувствительностью и разрешающей способностью, чем одноматричные. У лучших моделей любительских видеокамер три 1/3" ПЗС-матрицы (почти как у профессиональных), каждая содержит приблизительно 320 000 - 380 000 пикселей, или одна 1/4" ПЗС, но в ней около 1 000 000 пикселей.

Приобретя камеру, вы скоро почувствуете серьезную необходимость в дополнительных и достаточно дорогостоящих аксессуарах: устойчивом штативе, выносном микрофоне с подходящим к камере разъемом, дополнительных батареях питания, а если камера не содержит в себе устройства подсветки, то и осветительной аппаратуре. Для оснащения объектива видеокамеры годятся аксессуары от любого фотоаппарата: насадочные линзы, светофильтры, эффекторы и др., лишь бы они подходили к резьбе объектива вашей камеры. Особенно полезны в работе с нашими длиннофокусными объективами насадочные линзы х 0,71 или даже х 0,45 (“рыбий глаз”), которые позволят вам вести съемку в тесных помещениях.

Наиболее слабым местом видеокамер являются батареи питания, особенно фирмы “Panasonic”. Нужно сразу позаботиться о дополнительном питании большой емкости.

Теперь о том, что очень полезно, но вовсе необязательно:

- наличие стабилизатора изображения, лучше - оптического. Такими стабилизаторами комплектуются дорогие модели камер. Обычные модели комплектуются электронными стабилизаторами изображения. Однако при съемке "с рук" и даже "с плеча" стабилизатор все равно не предотвратит дрожание и покачивание камеры. От этого может спасти только штатив. Кстати, приглядитесь к работе профессионалов - они крайне редко расстаются со штативом;
- наличие спецэффектов в видеокамере. Опытный оператор никогда не пользуется во время съемок эффектами (кстати, в профессиональных камерах вообще нет спецэффектов). Лучше снять качественный кадр и обработать его при монтаже, нежели потом мучаться с обработанным во время съемок не тем эффектом;
- наличие цветного ЖК-дисплея (его можно поворачивать относительно камеры), который позволяет контролировать параметры изображения при неудобном положении камеры во время съемок. Присутствие опции фоторежима даст возможность любителям статических изображений использовать свою видеокамеру в качестве цифрового фотоаппарата.

При покупке следует дотошно проверить работу камеры во всех режимах, исполнение всех предусмотренных в техническом паспорте функций, обратить внимание на свежесть (дату выпуска) батарей питания.

Н.В.Смирнов,
методист ЦИО СПбАППО
 © N.V.Smirnov,   2004.
  

Hosted by uCoz